Ветви деревьев склоняются под искристой тяжестью чистейшего снега и хрустального льда. Благодатное ночное небо в звенящей зимней тишине являет чудеса: то вырвется из его бескрайнего покоя ясная звезда, стремительно оставляя за собой угасающий след, то ровный ореол вокруг огромной молочно-белой луны вдруг засияет радужными переливами. Каждая крещенская ночь неповторима. Не вернётся и Богоявленская ночь 2011 года. И искренне жаль тех, кто её не видел, не почувствовал…
Верующий человек входит в православный праздник «всем сердцем, всею душою, всем разумением, всею крепостию»… Вот и в полдвенадцатого ночи с 18 на 19 января в храме святителя Николая посёлка Володарского, одухотворённые и сосредоточенные, собрались желающие исполнить благочестивый обряд погружения в прорубь-иордань в память о крещении Иисуса Христа.
Как водится, большинство из пришедших – мужчины, но и женщин также немало, да и румяные от мороза ребятишки не пожелали спать.
– Ширится с Божьей помощью наш храм, ведётся строительство, растёт число прихожан, – объясняет настоятель храма священник Сергий Свалов. – Удивительно, что нынешняя стужа нашим людям нипочём: в позапрошлом году, когда ударил тридцатиградусный мороз, в иордань отважились окунуться только девять мужчин и три девушки… А сегодня собралось уже человек двести. Но, к большому сожалению, некоторые люди решаются на ледяное купание лишь для того, чтобы показать, какие они молодцы. К истинной вере это имеет весьма отдалённое отношение…
Пока помощники напоминают прихожанам очевидные истины о благочестии: как важно иметь нательный крестик, что возле места совершения молебна не следует курить и, тем более, употреблять горячительные напитки – хотя, кажется, все присутствующие и без напоминаний относятся к предстоящему ответственно, – священник продолжает:
– Самое большое заблуждение, связанное с купанием в ночь Богоявления, – что таким образом можно покреститься. Дескать, этот обряд заменяет таинство святого крещения в церкви, и всё просто: нырнул в прорубь и вынырнул окрещённым.
Ещё одно распространённое заблуждение, что святой крещенской воды в эту ночь можно набрать в любом водоёме, в колодце, даже изпод крана… С одной стороны, «по вере вашей да будет вам», но очень немногие имеют такую веру. Поэтому важно помнить: вода освящается в церквях специальным чином, и именно освящённая в храме вода предназначена для подкрепления духовных и телесных сил человека.
От проруби на реке Пахра, окружённой ослепительными прожекторами, идёт пар. Мороз такой, что с водной глади то и дело снимают сеткой колкие льдинки: оставишь как есть – полынья затянется в минуты. Здесь к богомольцам, пришедшим по снежной тропинке из храма, присоединяются жители ближайших деревень, москвичи. В руках загораются яркие свечи, отец Сергий служит молебен и благословляет ныряльщиков.
По негласной местной традиции первым в ледяную купель мужественно погружается Сергей Николаевич Беззубов – прихожанин Никольского храма с многолетним стажем, коренной житель посёлка. Это во многом его стараниями из года в год обустраивается местная иордань. Трижды с крестным знамением он скрывается под чёрными обжигающими волнами — «Во имя Отца! и Сына! и Святого Духа!». «Купаюсь шестой год подряд, – охотно делится он позже с менее решительными земляками, – трудно описать словами, что при этом чувствуешь… Такая благодать! В крещенской воде совсем не страшно и не холодно, и я не знаю случая, чтобы после такого купания кто-то заболел».
Порядок крещенского купания на Володарке отлажен: мужчины, раздевшись, выстраиваются в очередь к проруби, женщины в своих шубах и шапках терпеливо ждут в стороне. Впрочем, у этой смиренности есть и вполне практическое объяснение. Палатка, предназначенная для переодевания искупавшихся, всего одна. В планах у прихода общими усилиями не только выкупить этот шатёр, который, как рассказывают, взят в кредит, но и к следующему году приобрести ещё один, специально для прихожанок, дабы впредь им не приходилось мёрзнуть и томиться в ожидании…
А на пруду в деревне Богданиха, где также организуются купания, долготерпение женщин не испытывают: одинокая палатка великодушно предоставлена в полное распоряжение слабого пола; представители сильной половины человечества спешно одеваются прямо на снегу и холоде. И в очереди к проруби, украшенной ледяными крестамиглыбами, подсвеченными голубоватым сиянием, стоят все вместе: братья и сестры. В ожиданиях и впечатлениях все тоже единодушны. Спрашивали выбегающих из проруби: «Ну, как?» И слышали в ответ: «Хорошо!!!»
Учебный полигон МЧС России в деревне Апаринки обычно закрыт для посторонних, гражданских. Но не таков день великого праздника Крещения Господня! Храм-часовня во имя Александра Невского, расположенный на территории полигона, в православные праздники ждёт всех верующих – и тогда для них распахиваются двери спецобъекта. С точки зрения удобства для жаждущих окунуться в крещенскую прорубь, – здесь, безусловно, самое комфортное место в районе. Два просторных шатра – отдельно для мужчин и женщин – отапливаемые! Чуть поодаль от крестообразной полыньи гостеприимно дымит немыслимое чудо – полевая кухня. Её хозяин Вячеслав, приветливо наливает озябшим купальщикам кипящий ароматный чай и одобряет по-военному: «За героизм!»
И тем не менее, существует и ещё одна возможность погрузиться в святую ночь в воду – специально для тех, кому «героизма» не придаёт ни чай, ни тёплая палатка.
– Который год мы, себя щадя, устраиваем крещенское купание в доме возле храма, – рассказал нам накануне празднования Крещения настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Тарычёве игумен Иннокентий (Язвиков). – На улице холодно, ветер, мороз, а в нашем крестильном домике тепло и уютно. И вода в купели как парное молоко...
– Ведь не так важно, где и как окунуться в крещенскую воду, – продолжает батюшка. – Не для закаливания, не для «моржевания» и не ради «моды» следуют примеру Христа, крестившегося в Иордане. Следует приходить к святой воде не с тщеславием, а с истиной верой, и лишь тогда она – вода, – в которую мы окунаемся в ночь Богоявления или которую в эти праздничные дни приносим в свои дома из церквей, действительно будет во исцеление душ и телес наших. И лишь тогда она послужит нам во спасение.