Один из самых активных депутатов Совета депутатов городского поселения Видное и Совета депутатов Ленинского района Анатолий Хомяков на своих страницах в соцсетях опубликовал подробный материал, в котором он подробно разобрал вопрос о том, что будет, если Ленинский район будет преобразован в городской округ. Представляем его выводы вашему вниманию.
Наверное, уже ни для кого не секрет, что ползающие последние три года по Ленинскому району слухи о скором его превращении в «городской округ Видное» последнее время особенно усилились. Особенно на фоне повального превращения в округа всех прочих районов. В настоящее время в Подмосковье осталось только 7 районов, включая наш. При этом в шести из них процесс преобразования уже запущен. И только Ленинский район пока держится.
При этом большинство граждан не совсем понимают разницу между районом и округом, и главное – не понимают, как именно возможное преобразование отразится на их жизни. Поэтому, чтобы не дать ввести людей в заблуждение, постараюсь максимально доступно все это объяснить.
У всех возникает один и тот же вопрос: преобразование в округ – это хорошо или плохо? Пока мы с Вами не углубились в вопросы социальной политики и экономики, приведу, пожалуй, самый простой и понятный довод: К ХОРОШЕМУ НЕ ПРИНУЖДАЮТ! По всей области преобразование районов в округа происходит насильственным путем, вопреки мнению жителей, высказанному ими на публичных слушаниях. Поэтому ответ на поставленный вопрос прост: округ хорош для тех, кто к нему принуждает, и плох для всех остальных.
Сейчас Ленинский район состоит из 7 поселений – это Видное, Горки Ленинские, Булатниковское, Совхоз имени Ленина, Развилковское, Молоковское и Володарское. Каждое поселение обладает своим бюджетом, формирующимся в основном за счет налогов. Бюджет каждого поселения расходуется на благоустройство дворов, на ремонт и содержание местных дорог, на ремонт инженерных коммуникаций, на работу детских кружков и секций, на проведение праздников и на социальную поддержку населения. То, как он расходуется, определяет Совет депутатов каждого поселения. Сам Ленинский район тоже обладает своим собственным бюджетом, также формирующимся за счет налогов. Бюджет района уже тратится на работу школ и детских садов, на содержание коммуникаций общерайонного значения, а также на проведение общерайонных мероприятий. Распределяет бюджет района Совет депутатов района, который состоит из делегатов (по три человека) от каждого поселения. Делегатами являются глава поселения и два депутата поселения, избираемые местными Советами.
По закону все поселения района можно объединить в один муниципалитет – так называемый городской округ – только в том случае, если Совет депутатов каждого из поселений, а также Совет депутатов всего района проголосуют за такое объединение.
В случае объединения всех поселений района в один городской округ у каждого из поселений уже не будет собственного бюджета, своего Совета депутатов и своего главы. Собственно, и самих поселений с их названиями, гербами, границами и прочей атрибутикой уже не будет. Не будет ни Молоковского, ни Булатниковского, ни Горок Ленинских, а будет только один большой округ Видное. У округа будет один общий бюджет, который будет тратиться на все вышеперечисленное – своего рода «общий котел», куда будут стекаться налоги со всех территорий. А распределять его будет Совет депутатов городского округа.
Казалось бы, ну и что? Те же деньги. Да, деньги те же. Но распределяться они будут уже по-другому.
Давайте попробуем разобраться в плюсах и минусах такого преобразования.
Обычно сторонники преобразования районов в округа приводят два аргумента:
1) На территории округа все полномочия будет исполнять одна администрация, а значит, порядка должно стать больше. Но, позвольте, с 2016 года практически все полномочия на территории района и так исполняет одна администрация – администрация района (все поселения, кроме одного, передали ей временно свои полномочия). Правда, порядка при этом больше не стало. Скорее, его даже стало меньше. А вот в одном единственном поселении, которое свои полномочия не передало (поселение Совхоз имени Ленина), порядка как раз больше – улицы и дворы, например, там убираются значительно лучше.
2) Будет сокращен аппарат чиновников. Сразу скажу: не будет. Сокращение персонала требуется только в двух случаях: при сокращении объема работы или при увеличении производительности труда. Работы меньше не станет. Ее останется ровно столько же, ведь ее объем определяется не способом управления, а площадью дорог, дворов и т.д. А повышение производительности чиновничьего труда никак не связано с преобразованием района в округ. Если можно заставить чиновников работать эффективнее, то что мешает это сделать сейчас? А если нельзя, то преобразование в округ никак этому не поможет. Кстати говоря, когда предыдущий глава района О.В.Хромов агитировал за передачу полномочий поселений в район, он также обещал сократить штат чиновников. В итоге чиновников в действительности стало даже больше, но значительная их часть была просто переведена из штата администрации в штат муниципальных учреждений. То есть на бумаге их стало меньше, а по факту – наоборот!
Какие же нас будут ждать минусы, случись у нас округ?
1. УХУДШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Бюджет поселений формируется из трех основных источников:
— налога с доходов физических лиц (НДФЛ), который платится с нашей зарплаты по месту регистрации нашего работодателя;
— налога с имущества физических лиц (с собственников квартир);
— земельного налога с организаций;
— земельного налога с физических лиц (с частного сектора).
Есть и другие источники, но их доля мала, и они не постоянны.
В Видном благодаря наличию производственной базы, заложенной еще в советское время, НДФЛ составляет около 48% всех налоговых доходов. Земельный налог с организаций благодаря все той же производственной базе составляет 37%. Налог с квартир составляет всего около 10%. И, наконец, налог с частного сектора — 5%. Львиная же доля расходов (более половины) приходится на содержание дорог и дворов многоквартирных домов.
А как же обстоят дела в других поселениях? На основании принятых депутатами «Единой России» генеральных планов поля в поселениях Булатниковское, Горки Ленинские и Молоковское сейчас активно застраиваются многоэтажными домами. Численность населения Булатниковского поселения уже сопоставима с численностью населения Видного, к этой же планке приближаются и Горки Ленинские. Население Молоковского по проекту должно превысить население Видного в 3 раза и составить 250 тысяч человек. При этом рабочие места в этих поселениях не создаются. А, значит, и увеличения налоговых доходов за счет НДФЛ ждать не следует.
Из-за бездумной и вредительской градостроительной политики бюджет Булатниковского поселения скоро станет дотационным, как бюджет Ленинского района. Та же участь через несколько лет ждет Горки и Молоковское.
Теперь, думаю, Вы понимаете, для чего губернатор А.Ю.Воробьев хочет создать на базе нашего района округ? Чтобы за счет Видного, где еще сохранилась промышленная база, хоть как-то обеспечить потребности новых микрорайонов в Молоково, в Сапроново и Бутово. То есть те деньги, которые сейчас собираются и тратятся на территории Видного, будут равномерно распределяться по многочисленным спальным районам, выросшим как грибы на всех наших полях. А это значит, что в городе еще хуже будут чиститься от снега дороги, еще хуже будут ремонтироваться детские площадки. И, значит, еще выше будут имущественные и земельные налоги с граждан.
Разумеется, в данном случае ухудшение качества жизни будет вызвано не только объединением в округ, но сразу двумя факторами – объединением в округ и бездумной застройкой. Одно неразрывно связано с другим.
2. ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВ.
Сторонники городского округа могут сколько угодно говорить об улучшении нашей жизни, но факты – упрямая штука. Есть масса примеров, где налоги после преобразования района в округ повышались, и я не нашел ни одного примера, где было бы наоборот. Взять хотя бы расположенный не так далеко от нас Чеховский район. Так, например, в сельском поселении Стремиловское Чеховского района ставка земельного налога для участков под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), дачи и садоводство составляла 0,15%, а в сельском поселении Баранцевское такая же ставка распространялась и на земли под индивидуальное жилое строительство (ИЖС). После объединения поселений в городской округ Чехов на всей его территории на тех же самых землях стала применяться уже вдвое большая ставка – 0,3%. Все эти данные (решения Советов депутатов об установлении земельного налога) находятся в открытом доступе в Интернете – так что Вы легко можете их проверить. Вот только, сторонники округа уверены, что никто не станет разбираться, а все просто поверят им на слово.
Кстати, сейчас в поселениях Ленинского района действуют одни из самых низких ставок по земельному налогу в Московской области. С объединением в городской округ ставки скорее всего вырастут в 1,5 раза и достигнут уровня, стандартного для всех вновь образованных городских округов области – 0,3%.
3. ОТДАЛЕНИЕ ВЛАСТИ ОТ НАСЕЛЕНИЯ.
Жители в результате объединения в округ не смогут выбирать власть на местах. Администрация и Совет депутатов в Видном навряд ли будут в курсе насущных проблем жителей Молоково или Володарского. И депутат сельского поселения по участку с населением 300-500 человек, где каждый его знает в лицо — это совсем не то, что депутат по участку с населением 7-10 тысяч человек, где не каждый даже знает о существовании своего депутата. Такой депутат физически не сможет быть в курсе всех проблем своих избирателей. К тому же, подделать результаты выборов на большом округе значительно проще, чем на маленьком. Так что после преобразования района в округ коррупционерам будет проще не пустить во власть народных кандидатов, способных хоть как-то контролировать деятельность органов управления.
4. ЗАМЕНА ВЫБОРНОЙ ВЛАСТИ НА НАЗНАЧАЕМУЮ.
Сейчас в 3 поселениях из 7 (Видное, Развилковское, Совхоз имени Ленина) главы избираются на прямых всенародных выборах. В остальных четырех главы избираются местными депутатами из своего состава. Но даже в этих поселениях главой является выборное лицо — человек, который получил доверие избирателей, который выходил к людям со своей предвыборной программой и который в итоге должен будет перед ними отчитаться. В случае же преобразования района в округ глав поселений не будет вовсе, а главой округа будет лицо, назначаемое Советом по рекомендации губернатора. Совершенно логично, что любой чиновник, работая на своем месте, будет в первую очередь выполнять волю того, кому он этой должностью обязан. Если обязан избирателям, то будет работать в их интересах. Если губернатору – то в его. Следовательно, в округе лоббировать свои интересы руководству области будет гораздо проще. В итоге власть неизбежно станет более закрытой и коррумпированной, поскольку контролировать ее общественности станет намного труднее.
5. МАССОВАЯ ЗАСТРОЙКА.
Сейчас в области действует норматив, накладывающий ограничения по этажности в сельских населенных пунктах (правда компании, приближенные к правительству области, умудряются эти ограничения обходить). Когда же вместо сельских населенных пунктов станет городской округ, эти ограничения и вовсе будут сняты – а, значит, этажность можно будет и еще сильнее повысить. Значит, еще больше будет плотность населения, еще больше будет пробок, еще больше будет социальных и экологических проблем.
6. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОТИВ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ОКРУГА.
Ни в Советском Союзе, ни в Российской империи не было столь крупных минимальных административных единиц, как насаждаемые А.Ю.Воробьевым городские округа. В советское время были райсполкомы (аналог районных администраций) и сельсоветы (представительная власть на местах — в селах) со своими немалыми полномочиями. В Российской империи были уезды (аналоги районов) и волости (аналоги поселений). Сейчас в РФ 22 тысячи муниципалитетов, а в РСФСР было 28 тысяч аналогичных административных единиц с местным самоуправлением. Исторический опыт большинства стран говорит: крупные муниципалитеты неуправляемы. Это же мы испытываем сейчас и на себе: после передачи полномочий при О.В. Хромове в район местные проблемы стали решаться годами!
7. ОКРУГ – ПУТЬ К РАЗВАЛУ, А НЕ К ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ.
Лоббисты округа в разговорах с патриотично настроенными гражданами прибегают и к такому аргументу: мол, округ – это централизация власти и усиление государства. И опять мимо! Приведем исторический пример. О царе Иване Грозном ходит много противоречивых легенд. Кто-то считает его жестоким тираном, а кто-то – крепким государственником. Но, пожалуй, не найдется человека, который посчитал бы его слабым или безвольным монархом. В период его правления территория Московского царства увеличилась в два раза, а Европейские монархи при нем начали общаться с Русью, как с равным партнером или соперником.
К началу правления Ивана Грозного в России сформировалась система управления, основанная на так называемом «кормлении» наместников. Великий князь отдавал своим боярам «на кормление» территории своего государства. Каждый такой наместник «кормился» со своей волости, чинил суд по своему усмотрению и собирал подати с населения. Основной его задачей была своевременная уплата налога князю. Естественно такая система приводила к произволу на местах и укреплению позиций боярства (как бы мы сейчас сказали, «олигархата»). Аналогии с современной Россией слишком явные, чтобы о них говорить.
Проведенная же Грозным Царем в 1550-е годы «Земская реформа» заменила должности бояр-наместников на выборные общественные должности – голов, старост и «лучших людей» из крестьянства. Царь наделил выборных должностных лиц судебными полномочиям и полномочиями по сбору налогов и передаче их в государственную казну.
Мудрый средневековый правитель в отличие от современных мэнеджеров понимал всю важность местного самоуправления и видел в нем опору для сильного государства в борьбе с могущественным боярством, готовым ради собственной выгоды вновь ввергнуть страну в смуту и феодальную раздробленность.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что городской округ в первую очередь выгоден коррумпированным чиновникам и крупному строительному бизнесу. А нам, жителям района, он принесет только ухудшение качества коммунальных и социальных услуг, увеличение налогов, усиление коррупции, бардак и массовую застройку без создания дорог и рабочих мест.
Анатолий Хомяков