Начиная с весны 2019 года, на Московском коксогазовом заводе модернизируется оборудование, в том числе связанное с защитой окружающей среды. Тем не менее, в интернет-сообществах Ленинского городского округа завод по-прежнему упоминается в связи с неприятными запахами, хоть и гораздо реже, чем раньше. О том, какие меры в связи с этим предпринимались на «Москоксе» в течение 2020 года, рассказала начальник отдела экологической безопасности АО «Москокс» Татьяна Плотникова.
- В прошлом году завод сообщал о реализации нескольких масштабных экологических проектов. В этом году подобных новостей меньше. С чем это связано?
- Действительно, ключевые экологические мероприятия мы провели в 2019 году. Реконструкция газгольдера коксового газа, совершенствование системы очистки сточных вод, строительство новой канализационной насосной станции -- всё это было необходимо и своевременно. На сегодняшний день имеющееся оборудование вполне способно обеспечивать соблюдение всех экологических норм. При этом текущие и плановые ремонты проводятся регулярно. В течение года поэтапно обновлялись аспирационные установки, очищающие запылённый воздух с транспортёров по перемещению кокса и из производственных помещений. В них заменили основные части, отслужившие значительный срок. В цехе улавливания заменили электрофильтры для разных этапов очистки коксового газа. Завод участвовал и в общественных экологических мероприятиях, в частности, в осенней высадке саженцев в микрорайоне Купелинка.
- Продолжает ли действовать рабочая группа по экологии, созданная в прошлом году?
- К сожалению, в этом году -- только виртуально. Из-за пандемии коронавируса у нас не было возможности проводить очные встречи. Но мы выполняем все взятые на себя обязательства, рассказываем об обновлении оборудования. Кроме того, Всероссийское общество охраны природы предоставило нам переносной газоанализатор. И мы регулярно проводим замеры в разных точках завода. Результаты выкладываются в группу в мессенджере. И они доступны для общественности. Все результаты в пределах нормы.
- А проводится ли анализ воздуха в населённых пунктах?
- Аккредитованная лаборатория завода регулярно проводит отбор проб на границе санитарно-защитной зоны «Москокса» и в ближайших микрорайонах. По веществам, характерным для нашего производства, все результаты в пределах нормы качества воздуха для жилых районов.
В течение года было несколько случаев, когда на завод поступали обращения от жителей одного микрорайона. Мы выезжали туда с газоанализатором и, кроме того, проводили отбор проб аккредитованной лабораторией. Так было, например, в октябре, когда поступило обращение из СНТ «Картинская гора». В итоге замеры не показали никаких превышений. Да их и не могло быть, учитывая его удалённость от завода. Мы подозреваем, что до дачников могли доноситься запахи от другого предприятия, расположенного рядом с ними.
- Наверное, для жителей результаты ваших проверок выглядят не слишком убедительно...
- У нас и нет цели кого-то в чём-то убеждать. Прежде всего, нам самим важно понять, имеют ли отношение к заводу запахи, мешающие жителям. И если это так, принять меры. А выявлять виновных -- задача надзорных и правоохранительных органов. Периодически до нас доходит информация о том, что в связи с жалобами жителей в Видном проводился отбор проб воздуха независимой лабораторией. К сожалению, результаты не обнародовались. Но, судя по тому, что в адрес завода претензий не поступало, по «нашим» веществам превышений не было.
Кстати, жители тоже имели возможность проверять безопасность воздуха. Активистам из близлежащего микрорайона Купелинка был выдан такой же газоанализатор от ВООП, как и нам. Так что они могли самостоятельно проводить замеры в любой точке в любое время дня и ночи. Свои результаты отбора проб они также размещали в общей группе в мессенджере.
- Всё-таки, как вы думаете, откуда берутся неприятные запахи?
- Допускаю, что в отдельные периоды, при определённых метеоусловиях «отголоски» запахов с нашего производства могут долетать до ближайших микрорайонов города Видное, которые построены совсем недавно и слишком близко к предприятию. Хотя в большинстве случаев на «запах с Москокса» жалуются жители в такое время и из таких точек, которые противоположны направлению ветра с завода. То есть это точно не вина предприятия. Часто в таких случаях выясняется, что источником является несанкционированная свалка. При этом подчеркну, что запах и вред здоровью -- это не одно и то же. Если концентрация вредного вещества в воздухе не превышает норму, подразумевается, что для здоровья жителей опасности нет.
- Вы постоянно говорите о жителях Видного. А как же другие населённые пункты?
- Перемещение запаха с завода до соседних поселений очень маловероятно. Расстояния слишком велики. Например, недавно в соцсетях промелькнуло сообщение о том, что в совхозе Ленина содержание в воздухе сероводорода превышено в 20 раз. И якобы виновен в этом завод. В то время как сероводород вообще не относится к специфическим веществам коксохимпроизводства. Что касается влияния завода на ближайшие московские кварталы, то это и вовсе из области фантастики.
Понимаю, что заводские трубы далеко видны. И любые неприятные запахи жители склонны связывать с «Москоксом». Поэтому одну из задач мы видим в том, чтобы объяснить людям, что и как происходит на нашем предприятии. К сожалению, организовывать массовые экскурсии на завод не позволяют требования техники безопасности, а в этом году -- ещё и коронавирус. Но представителей инициативных групп жителей мы всегда открыто принимаем на нашем производстве, и так будет впредь, после снятия ограничений. Также стараемся использовать интернет-ресурсы. На сайте администрации Ленинского округа в разделе «Экология» есть краткое описание нашей технологии. А в YouTube можно найти заводской видеоролик о нашем производстве и экологических нюансах, который мы специально сняли в этом году для всех интересующихся. Хочется верить, что, став более открытым и понятным для жителей, наш завод уже не будет вызывать опасения.